Новость о том, что великий английский футбольный клуб Manchester United может стать публичной компанией, удивит разве что новичков фондового рынка. Старожилы и финансовые историки прекрасно помнят, что эта команда уже торговалась на бирже с 1991-го по 2005-й гг.читать дальшеИстория отношений фондового рынка и футбольного бизнеса уходит корнями в начало 80-х годов прошлого века. Она знала и периоды бурного роста числа публичных клубов, и времена их массового ухода с биржи. Акции многих нынешних футбольных АО подешевели с момента размещения в разы, а других — были выкуплены за огромные суммы частными фондами.
Вполне возможно, что со временем мы увидим в списке биржевых котировок тикеры SPRK, ZEN или CSKA — на российских или иностранных биржах. Тем интереснее уже сейчас вспомнить, как развивалась торговля футбольными акциями в прошлом, и понять, что происходит с этим рынком сейчас.
Первой футбольной командой, чьи акции стали торговаться на бирже, стал Tottenham Hotspur ещё в 1983 году. Тогда эта не блиставшая в чемпионате команда разместила на Лондонской бирже 41% своих акций, получив чистыми 3,3 млн фунтов. По тем временам для футбольной команды это были большие деньги — примерно как сейчас 100 млн фунтов (если брать «инфляцию» цен на игроков).
Акции «Шпор» торгуются до сих пор, хотя обороты по ним очень небольшие. На данный момент капитализация клуба чуть превышает 107 млн фунтов, а 86% акций принадлежит компании ENIC International, за которой стоит британский миллиардер Джо Льюис.
Вторым свои бумаги на биржу вывел лондонский клуб Millwall в 1989 году. За 38% акций команда получила 4,8 млн фунтов. Время размещения было выбрано не случайно: в сезоне 1988-1989 гг. Millwall впервые в своей истории поднялся в высшую лигу английского чемпионата и подавал большие надежды. IPO не помогло: по итогам следующего сезона команда вылетела из лиги.
Сейчас Millwall играет в «Чемпионате» (второй по силе дивизион в Англии) и имеет капитализацию всего 8,3 млн фунтов. 70% акций клуба принадлежит компании Chesnut Hill, т.е. бостонскому бизнесмену Джону Берилсону, 4,5% – скандальному бизнесмену Грэму Фергюсону Лейси и 3,2% – американцу Ричарду С. Прессу. Остальные акции — у мелких частных инвесторов.
Наконец, в июне 1991 года акции английского футбольного клуба Manchester United были выведены на Лондонскую фондовую биржу. Клуб «поднял» тогда 6,7 млн фунтов за 38% акций. Бумаги вызвали большой интерес у компаний, захотевших получить крупный или (потенциально) контрольный пакет. Сначала к Man United приценивался Руперт Мёрдок, но британский регулятор не разрешил ему покупку клуба. Позже почти случайно пакет размером 2,9% акций купил американский спортивный предприниматель Малколм Глейзер (это связано с гениальной историей про Фергюсона и коня-производителя).
Позже владение Манчестером так понравилось семье Глейзеров, что они начали последовательно выкупать бумаги — как с рынка, так и у крупных акционеров. В итоге, в мае 2005 года новые владельцы клуба провели процедуру делистинга, т.е. вывели акции Манчестера с биржи и выкупили у прежних акционеров 100% акций. В конце своей «биржевой» жизни Manchester United стоил 800 млн фунтов стерлингов ($1,5 млрд по тогдашним курсам).
Вернёмся немного назад. Через несколько лет после IPO ManUtd успешный опыт этого клуба решили повторить сразу несколько команд. В 1995-1997 гг. 15 английских клубов разместили акции в Лондоне, получив в общей сложности примерно 150 млн фунтов.
Их примеру последовали и команды из других стран. В мае 1998 года на биржу вышел голландский Ajax, в июне — португальские Porto и Sporting, в июле – римская Lazio, в мае 2000 года — римская же Roma, в октябре 2000 года — дортмундская Borussia, в декабре 2001-го — туринский Juventus. Вместе со знаменитыми клубами акции продавали и менее известные команды из Швеции, Дании, Турции.
22 апреля 2002 года появился STOXX Football Index, объединивший котировки 33 футбольных клубов из 17 стран. Сейчас в этот индекс входят лишь 23 команды. После того, как прошла «мода на IPO», выяснилось, что футбольный бизнес — штука плохо предсказуемая и не очень надёжная. А для публичной компании, акционеры которой требуют улучшения отчётности каждый квартал, нестабильность — едва ли не главный грех. Поэтому часть футбольных клубов провели процедуру делистинга, уйдя с биржи и став частными непубличными компаниями. Некоторые из них глубоко убыточны и существуют на «спонсорские» деньги, получаемые от хозяев-болельщиков, некоторые — прибыльны и приносят доход частным владельцам.Вполне возможно, что скоро мы увидим новую волну футбольных размещений на бирже. На рынке сейчас слишком много «горячих» денег, крупные инвесторы готовы вкладываться практически в любые «свежие» идеи, даже если это новое – просто хорошо забытое старое. Кроме того, на мировой биржевой карте появился новый крайне выгодный для подобных нестандартных предложений регион — Азия. Европейский футбол очень популярен в азиатских странах, достаточно сказать, что сайт того же Manchester United помимо английского и испанского языков представлен ещё и на китайском, корейском, японском и арабском.
Именно поэтому семья Глейзеров, как сообщают британские СМИ, готова вновь разместить акции своего клуба — на этот раз на гонконгской бирже. По предварительным оценкам, капитализация клуба может составлять 1,7 млрд фунтов, что более чем вдвое больше той, что была в 2005 году. Можно сказать с уверенностью, что если это размещение состоится, за ним последуют и другие.Источник-------------------
Капитализация Яндекса ~ $11,4 млрд.
"Яндекс" ориентировочно дороже МЮ в 10 раз.